Нарежняя Валентина Михайловна

Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи дошкольников"

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи дошкольников»

Сегодня у большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас даже в детские сады родители приносят туфли на липучках, курточки на замках-молниях, сапоги (ботинки) на замочках, чтобы детям было проще одеваться и раздеваться. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Слабое развитие общей моторики — это неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы — невыполнимая и опасная задача, — значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени и чем раньше взрослые (родители, воспитатели) начнут работать с детьми в этом направлении, тем быстрее и проще пройдет процесс развития мелкой моторики, а, следовательно, и развитие речевых навыков.

Одной из самых распространенных форм по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика («Пальчиковые игры») — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб активизировать умение работать руками:

— катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

— запускать пальцами мелкие «волчки»;

— разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

— сжимать и разжимать кулачки, делать кулачки мягкими и твёрдыми;

— барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

— махать в воздухе одними пальцами;

— собирать все пальцы в щепотку;

— нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

— завязывать узелки на шнурке, на верёвке;

— застёгивать — расстёгивать пуговицы;

— играть с конструктором, мозаикой:

— складывать матрёшек;

— рисовать в воздухе;

— мять руками поролоновые шарики, губки;

— сжимать, наполненные водой резиновые игрушки, спринцовки;

— рисовать, раскрашивать, штриховать;

— плести, шить, вышивать;

— делать аппликации (работать с бумагой, ножницами, клеем);

— использовать различные приспособления (массажные мячики, валики, «ёжики”, “скалочки”, семена).

— играть с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров);

— играть в «сухом бассейне», наполненном мячиками разной величины или цветными крышками;

— угадывать предметы с закрытыми глазами на ощупь.

Упражнения с пальцами рук описаны во многих литературных источниках и могут быть использованы для самостоятельных занятий родителями с детьми. Главным достоинством таких упражнений является их простота и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения и безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму.

Для развития мелкой и крупной моторики также рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни:

— переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку;

— пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;

— чистка зеркал, обуви;

— уход за растениями в помещении и на улице;

— подметание мытье пола;

— разделение сыпучих веществ;

— складывание салфеток;

— чистка овощей и фруктов с использованием овощечистки;

— мытье посуды.

Специалисты в детском саду (воспитатели, логопеды) используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей, но родители должны знать, что только с их помощью и поддержкой развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним. Желаем успехов!

Оставить комментарий: